Вы здесь

Антикоррупционная экспертиза правовых актов – один из способов борьбы с коррупцией

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день противодействия коррупции. Эта дата связана с принятием Конвенции ООН против коррупции, участниками которой в настоящий момент являются 158 государств.

Российской Федерацией в 2006 г. ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию». В соответствии с ними Россия обязана проводить оценку национального законодательства и административных мер в целях предупреждения коррупции.

10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно указанному Федеральному закону федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, в том числе посредством проведения антикоррупционной экспертизы.

20 июля 2009г. вступил в силу профильный Федеральный закон №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым установлены правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов (далее – корфактор) и их последующего устранения.

Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее - НПА) состоит в выявлении коррупционных факторов, т.е. дефектов норм, которые могут способствовать проявлению коррупции. К числу коррупционных факторов в правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, коллизии правовых норм, отсутствие административных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т.д.

Работу Управления в сфере антикоррупционной деятельности можно разделить на три направления:

1.  Ревизия действующих нормативных правовых актов в ходе мониторинга НПА, регулирующих определенные сферы общественных отношений.

Например, в ходе ревизионной проверки действующих НПА Управлением исследовано порядка 120 НПА, регулирующие такие сферы общественных отношений как: малое и среднее предпринимательство; бюджетное законодательство; жилищное законодательство; земельное законодательство; градостроительное законодательство; опека и попечительство; законодательство, регламентирующее организацию местного самоуправления; законодательство о государственной гражданской службе.

2. Выявление коррупционных норм в ходе проведения текущей юридической экспертизы НПА.

За 11 месяцев 2013г. Управлением проанализировано 2125 НПА. Из указанного числа проведенных в текущем году экспертиз в 43 актах выявлено 59 коррупциогенных факторов.

3. Выявление коррупционных положений в проектах НПА.

При анализе проектов НПА (190) в 2013 году выявлено 6 проектов НПА, содержащих положения способствующие проявлению коррупции.

С момента проведения мониторинга в указанной сфере (с 20.10.2008 по 01.11.2013) в 134 нормативных правовом акте (далее – НПА, акт) выявлены коррупционные положения, в 101 НПА коррупциогенные факторы устранены в год их выявления путем признания утратившими силу или внесения изменений, в 25 актах коррупциогенные факторы устранены не своевременно, т.е. в течение последующих лет.

По состоянию на 01 декабря 2013г. корфакторы не устранены в 8 НПА (1 – остаток с 2012г. и 7 - за 2013 год).

Наличие актов, в которых корфакторы выявлены в 2012г. - 1 НПА, обусловлено проведением органами государственной власти Волгоградской области недостаточно активной работы по их устранению, а также по проверке проектов нормативных правовых актов на наличие в них коррупциогенных норм.

Органами государственной власти Волгоградской области могут длительно не устраняться коррупциогенные положения, выявленные Управлением в процессе антикоррупционной экспертизы.

С 2012г. не устранены корфакторы в Законе Волгоградской области «О грантах Волгоградской области средствам массовой информации».

В соответствии с положениями исследуемого Закона, в случае выявления фактов нецелевого использования гранта, а также в случае непредставления грантополучателем отчета о его использовании администрация Волгоградской области выносит на рассмотрение Экспертного совета вопрос о лишении права соответствующей редакции средства массовой информации участвовать в последующих конкурсах в течение одного года, а также требует от грантополучателя полного или частичного возврата гранта.

Данная норма устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, заключающиеся в отсутствии условий и оснований принятия решения (подпункт «а» пункта 3 Методики). Кроме того, в указанном Законе отсутствует порядок совершения органами государственной власти (их должностными лицами) указанных действий (подпункт «ж» пункта 3 Методики).

С целью устранения выявленных корфакторов в НПА, Управлением было инициировано рабочее совещание, по итогам которого было принято решение об устранении указанных коррупциогенных положений в кратчайшие сроки.

Так, в сентябре в территориальный орган юстиции поступил проект Закона «О внесении изменений в Закон Волгоградской области «О грантах Волгоградской области средствам массовой информации».

По итогам проведенной экспертизы Управление пришло к выводу, что принятие указанного проекта Закона будет способствовать устранению ранее выявленных коррупциогенных факторов.

Следует обратить внимание, что наиболее часто коррупционные проявления в процессе правоприменения возникают в сфере распоряжения государственной и муниципальной собственностью, при распределении бюджетных средств, а также в связи с принятием решений, посредством которых физические и юридические лица могут реализовать свои права (получение разрешений, справок, субсидий и т.п.).

Так, согласно положениям постановления администрации Волгоградской области «О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства», уполномоченный орган формирует сводный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на перечисление субсидии на основании решения комиссии, исходя из очередности подачи запросов, исходя из имеющихся лимитов, и направляет его в министерство финансов Волгоградской области.

Указанное положение, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Методики, содержит коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, в части отсутствия или неполноты административных процедур, а именно отсутствия порядка совершения органами государственной власти определенных действий.

Вывод Управления о необъективности критерия выбора получателя субсидий (грантов) с учётом очередности регистрации запроса в журнале регистрации подтверждается на практике заявлением независимого эксперта В.В.Титова, согласно которому создаются организации оказывающие услугу в виде предоставления документов в орган исполнительной власти за определенную плату, собранную от претендентов на получение субсидии (гранта) по принципу «кто больше заплатит тот и первый» и подают документы на участие в конкурсе. Таким образом, объективность в получении гранта (субсидии) теряется уже на этой стадии.

Между тем, Управлением предложен способ определения победителей в ходе конкурсной процедуры, при котором установлена возможность персональной ответственности членов комиссии за их отбор.

Таким образом, в случае возникновения сомнений в объективности принятого решения, будет возможность проанализировать мотивы принятия решений членами комиссии, исходя из содержания бюллетеней для голосования.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время нормативная правовая база, необходимая для проведения антикоррупционной экспертизы НПА, как на федеральном, так и на региональном уровнях сформирована в достаточной степени, однако не всеми органами государственной власти, при издании региональных НПА, она используется в полной мере.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).